английский язык для бизнес-мероприятий, нетворкинга и работы
Ответы на вопросы
Рэйчел Боцман отвечает на вопросы аудитории — о будущем, где человеческую работу выполняют роботы и том, как меняется доверие к институтам и сервисам
Рэйчел Боцман
Мировой эксперт по социальным инновациям. Автор концепции совместного потребления, признанной TIME одной из десяти идей, которые изменят мир. Её главный интерес — то, как цифровые технологии меняют жизнь, работу, банковскую сферу и потребление. Рейчел изучает рост и проблемы стартапов, таких как AirBnB и Uber, фокусируясь на том, как такие технологии меняют отношения между людьми и наше понимание доверия
Совсем скоро информационные технологии могут заменить рабочие места, поэтому многие люди станут безработным. Как вы думаете, что делать с этими людьми и как их организовать? Должно ли правительство быть ответственным за это?
Руслан
Все исследования, которые я проводила для своей книги «Кому вы можете доверять?» (WhoCanYouTrust?) показывают, что доверие к институтам вроде правительства сейчас на низком уровне во всем мире. Поэтому если люди полагаются исключительно на свои правительства, думая о развитии карьеры и росте дохода, мы можем оказаться в опасном положении.

Но обсуждение UBI (универсальный базовый доход) снова актуально. Это не новая идея, но она становится популярной: роботы и машины начинают делать работу людей. Согласно этому походу, каждый человек может рассчитывать на получение некоего стандартного дохода от правительства и делать с ним всё, что захочет.

Кроме того, я думаю, что нужно помнить об одном. С ростом искусственного интеллекта и ботов важно вырастить поколение, которое все ещё знает, как доверять себе, и имеет острые аналитические способности, которые помогают им принимать разные решения. Если мы будущее окажется в руках людей, готовых передать всё алгоритмам, то мир, в котором роботы решают за человека всё, станет нашей новой реальностью. Если нет, всегда найдутся квалифицированные творческие задания, которые могут делать только люди, и даже самым умным машинам это не под силу.
Существуют ли существенные отличия между реакцией на внедрение цифровых технологий в разных странах («разных» — сильно различающихся по экономическим, социальным, географическим и прочим признакам). И если такие различия существуют, то какие из них — самые яркие и показательные?
Антон
В России начинают приживаться технологии, которые делают жизнь проще. Например, россияне быстро научились зарабатывать на сервисах, с помощью которых они открывают свой дом и свой автомобиль другим людям. Россия является крупнейшим рынком для BlaBlaCar, приложения для совместного использования поездок. Airbnb Russia тоже на взлете — большой процент объектов сейчас находится за пределами традиционных туристических зон.

В Китае цифровым технологиям доверяют слишком уж легко. В Китае существует так называемая «Социальная кредитная система», куда вносится всё, что делает человек: какие книги читает, что покупает, с кем дружит, какую имеет кредитную историю. На основе этих данных формируется онлайн-рейтинг доверия. Сейчас эта система является добровольной, но к 2020 году станет обязательной. Миллионы жителей Китая уже зарегистрированы. Зачем? В настоящий момент для тех, чей балл говорит о том, что они заслуживают доверия, предлагаются специальные льготы (например, предпочтительные кредиты, VIP-регистрация в аэропортах и более быстрая регистрация в отелях). Напрашивается вопрос: насколько бот или алгоритм действительно знает нас и насколько мы заслуживаем его доверия? Мне всё это кажется жутким.

Американцев же убедили совершить значительный скачок в доверии другим с помощью приложения для поиска няни. Сейчас они могут оставить своего ребенка с незнакомцем, найденным несколько минут назад в Интернете. UrbanSitter — это организация, которая использует систему «распределенного доверия». Если у няни есть значок повторного бронирования, их будут выбирать в четыре раза чаще.

Я думаю, что потребовалось немало времени, чтобы привить эту культуру американским пользователям, и, возможно, поэтому она пока не работает в других странах.
Что нужно сделать, чтобы люди преодолели низкий уровень доверия в России?
Наталья
Время институционального доверия — когда доверие распространяется вертикально, от народа к экспертам, властям и учреждениям — подходит к концу. Поэтому уровень доверия к средствам массовой информации, правительствам, банкам и корпорациям становится таким низким.

Мы входим в новую эру — эру горизонтального доверия. Я называю это эпохой «распределенного доверия». Это растущая тенденция во всем мире: сейчас люди с большей вероятностью поверят боту или незнакомцу, чем легитимным властям и институтам.

Лучше уже преодолели кризис доверия и просто решили начать доверять по-другому. Ещё один плюс такого подхода — он перераспределяет власть в пользу людей, которые в традиционных институтах часто ограничены в действиях: женщины, темнокожие, молодые люди, геи, люди из разных классов. Все они побеждают в эпоху распределенного доверия, потому что люди могут и будут доверять тем, кто может обеспечить их лучшими сервисами и продуктами.
Читайте также

РБК и NBF | Вы спрашивали — эксперты отвечают